Найти:     на krivoshein-a-g.narod.ru   на Народ.Ру   на Яндексе  

АРТИЛЛЕРИЯ ВОВ









ГАУБИЦЫ





152-мм гаубица Д-1 1943 г.


Накопленный опыт унификации и стандартизации различных артиллерийских систем позволил советским конструкторам в кратчайшие сроки создавать новые типы орудий, необходимые для вооружения армии. В конце 1942 года советские войска перешли к наступательным операциям и для поддержки соединений потребовалась достаточно маневренная 152-мм корпусная гаубица с относительно небольшим весом.
Ее разработка была поручена конструкторскому бюро под руководством Ф.Ф. Петрова. Инженеры использовали уже отработанный метод. Они взяли ствол от 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10), серийный выпуск которой был прекращен в начале войны, и наложили его на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Таким образом, всего через 18 суток после начала работ новое орудие под обозначением Д-1 успешно прошло полигонные, а затем и войсковые испытания. Оно являлось довольно легким для своего класса, а механизм подрессоривания позволял буксировать его со скоростью до 40 км/ч.
Ствол гаубицы Д-1 был оснащен массивным дульным тормозом. Поршневой затвор позаимствовали у пушки-гаубицы МЛ-20, прицельные приспособления — у М-30. Благодаря широкому применению уже освоенных в производстве деталей и узлов серийный выпуск орудия удалось наладить всего за полтора месяца. Первые гаубицы Д-1 начали поступать на вооружение артиллерийских подразделений РГК в июле 1943 года.
Артсистема оказалась достаточно надежной и имела высокие боевые качества. Боекомплект 152-мм орудия включал выстрелы раздельно-гильзового заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Последние, в случае необходимости, могли применяться для борьбы с танками противника.
Традиционный передок у гаубицы отсутствовал, и из-за этого значительно снижалось время перехода системы из походного положения в боевое. Производство Д-1 было прекращено только в 1949 году после выпуска 2827 орудий.



152-мм гаубица М-10 1938 г.


152-мм гаубица М-10 была спроектирована в КБ завода № 172 под руководством Ф. Ф. Петрова. Технический проект М-10 был выслан в Артиллерийское управление на утверждение 1 августа 1937 года. Сборка первого опытного образца была закончено 2 ноября 1937 года.
Ствол состоял из трубы, муфты и казенника. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический. Накатник гидропневматический. Длина отката переменная. Подъемный механизм имел два зубчатых сектора. Поворотный механизм секторного типа. В походном положении ствол оттягивался. Станины коробчатого типа, клепаные. Колеса от автомобиля ЗИС-5 с шинами ГК 34x7 ЯРШ.
5 ноября 1937 года были проведены первые стрельбы из М-10 на заводском полигоне. После первых 10 выстрелов наблюдался развод боковых стенок и прогиб станин. После этого были усилены станины и верхний станок. К 29 марта 1938 года было закончено изготовление еще двух опытных образцов. Наибольшая скорострельность без исправления наводки у М-10 – 4 выстрела в минуту при малых углах вертикального наведения и 2 выстрела в минуту — при больших.
Серийное производство гаубиц М-10 велось на за воде № 172. Кроме того, отдельно производились качающиеся части М-10 для танка КВ-2 и САУ. К 22 июня 1941 года в РККА состояло 1058 гаубиц М-10.



152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г.


Журналом Артиллерийскою комитета от 9 марта 1909 года рассмотрены результаты испытаний в конце 1908 года — начале 1909 года 152-мм тяжелых гаубиц Круппа, Рейнского завода (Эрхардта), Шнейдера, Шкода и Бофорса. Испытания включали в себя стрельбу на Главном артиллерийском полигоне и возку в артиллерийской офицерской школе.
Гаубицы Шкоды и Бофорса были признаны непригодными для валового заказа, а из трех остальных предпочтение отдано Шнейдеру. Система Шнейдера была в 1910 году принята на вооружение под наименованием «152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г.».
Канал и камора 152-мм гаубицы обр. 1909 г. позволяли стрелять из нее всеми снарядами, принятыми к 152-мм пушкам обр. 1877 г. в 120 и 190 пудов. Изготовление 152-мм гаубиц обр. 1909 г. велось на Путиловском и Пермском заводах.
В 1930–1931 годах на Пермском заводе была проведена модернизация 152-мм гаубицы обр. 1909 г. Первоначально модернизация заключалась в удлинении зарядной каморы до 340 мм за счет уменьшения нарезной части канала до 1660 мм. Вес ствола и затвора не изменился.
Модернизированная гаубица имела на кожухе и на казенном срезе надпись «удлиненная камора». Лафет отличительных знаков не имел. Ствол гаубицы мог быть поставлен на любой лафет 152-мм гаубицы обр. 1909 г. Модернизированная гаубица была принята на вооружение в 1931 году под названием «152-мм гаубица обр. 1909/30 г.».
Всего было модернизировано 362 гаубицы обр. 1909 г.. Модернизацией орудий занимался Киевский арсенал.






Информация с сайта: http://asww.org


Логотип
Design by MDV



Hosted by uCoz