Найти:     на krivoshein-a-g.narod.ru   на Народ.Ру   на Яндексе  

АРТИЛЛЕРИЯ ВОВ









ГАУБИЦЫ





305-мм гаубица Бр-18 1940 г.


В 1937 году советская военная делегация посетила завод фирмы «Шкода» в Чехословакии. Целью визита было приобретение документации и опытных образцов артиллерийских систем большой мощности для их последующего производства на советских заводах.
Внимание военных привлекли проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы — оба орудия имели раздельно-гильзовое заряжание и клиновой горизонтальный затвор. Лафеты также были одинаковыми. В принципе, системы отличались только стволами: у пушки он был лейнированный, а у гаубицы — скрепленный.
Заключенный договор предусматривал некоторые изменения в проектах. В частности, по требованию советских представителей было введено картузное заряжание, а затворы стали поршневыми. Вместо скрепленного ствола гаубицы применили лейнированный. Два опытных образца орудий чехословацкая фирма обязывалась предоставить СССР в декабре 1939 года, однако чертежи поступили гораздо раньше.
Поэтому, чтобы не терять времени, было решено начать производство артсистем, не дожидаясь поставки опытных экземпляров. Для упрощения технологии производства инженеры завода «Баррикады» существенно переработали чертежи. 305-мм гаубица отечественного изготовления, обозначенная Бр-18, поступила на полигонные испытания осенью 1940 года и показала в целом удовлетворительные результаты.
Отмечалось, что орудие способно вести огонь фугасными снарядами весом 330 кг на дальность 16500 м, а бетонобойные снаряды весом 465 кг летели на расстояние 13100 м. Серийное производство гаубиц было прервано с началом Великой Отечественной войны, и точное их количество, поступившее в подразделения РККА, неизвестно.
Но, по крайней мере, три 305-мм орудия приняли участие в боевых действиях в составе отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК. Как и все тяжелые артсистемы, они использовались во втором периоде войны. Одна из гаубиц Бр-18 в настоящее время находится в артиллерийском музее города на Неве.



280-мм мортира обр. 1939 г. Бр-5


Ствол 280-мм мортиры Бр-5 был разработан на заводе «Баррикады» под руководством Иванова. Хотя мортира Бр-5 не была отлажена, завод «Баррикады» запустил ее в валовое производство. Всего в 1939 году было сдано 20 мортир и еще 25 — в 1940 году. В 1941 году не было сдано ни одной 280-мм мортиры.
После начала Великой Отечественной войны мортиры Бр-5 не производились. Четыре 280-мм мортиры Бр-5 поступили в ноябре 1939 года в 40-й ОАД ОМ. С началом Финской войны они прошли своим ходом 260 км до огневой позиции. Всего в ходе боевых действий было сделано 414 выстрелов, то есть приблизительно по 100 выстрелов на ствол.
При стрельбе отмечено тугое открывание и закрывание затвора. Компрессор выбрасывал жидкость через корпус сальника — причину устранить не удалось. При угле возвышения 18–20° разбивался железный опорный брус. В ходе Финской войны ни одна мортира Бр-5 не была потеряна.
В период 22.06.1941 г. в РККА имелось на вооружении 47 280-мм мортир Бр-5 (45 серийных мортир и две опытные мортиры, сданные в начале 1939 года). Все фугасные снаряды к Бр-5 были спроектированы еще до 1917 года и предназначались для 280-мм мортиры Шнейдера. Ф-674 и Ф-674К — русские старые гранаты, а Ф-674Ф — французская.



203-мм гаубица Б-4 1931 г.


Во время «зимней войны» с Финляндией в 1940 году советские войска впервые использовали крупнокалиберную артиллерию для прорыва сильно укрепленной обороны противника. «Линия Маннергейма» представляла собой сплошные ряды железобетонных сооружений, в которых располагались пушки и пулеметы.
Чтобы проложить дорогу наступающей пехоте, 203-мм гаубицы Б-4 обрушили на врага тысячи снарядов. Их разрывы на куполах ДОТов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки и шла носом кровь. Пленные финны с уважением называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».
Разработка орудия началась в 1927 году в КБ Арткомитета ГАУ. Работы вначале возглавлял Ф.Ф. Лендер, а затем руководство проектом перешло в руки ведущих конструкторов заводов. Первый опытный образец гаубицы был изготовлен в начале 1931 года, а серийное производство артсистемы развернули в следующем году. 203-мм орудие предназначалось для разрушения особо прочных сооружений противника из железобетона и броневой стали, а также для уничтожения целей, находящихся вдалеке от линии фронта.
Гаубица Б-4 имела скрепленный или моноблочный ствол с лейнером и тяжелый лафет с гусеничным ходом. Лафет обладал высокой проходимостью и позволял вести огонь с грунта без использования специальных упоров и платформ. В походном положении орудие разбиралось на две части (ствол и лафет) и транспортировалось на двух повозках со скоростью около 15 км/ч. Боекомплект Б-4 состоял из выстрелов раздельного картузного заряжания с десятью различными зарядами. Стрельба велась фугасными и бетонобойными снарядами весом около 100 кг. Для облегчения заряжания в задней части гаубицы монтировалась лебедка.
К началу Великой Отечественной войны в 33 полках тяжелой артиллерии РГК находилось 727 гаубиц Б-4. Небольшое их количество захватили немцы. Остальные были отведены в тыл и приняли участие в боевых действиях только в конце 1942 года, когда советские войска перешли в наступление.






Информация с сайта: http://asww.org


Логотип
Design by MDV



Hosted by uCoz