|
АРТИЛЛЕРИЯ ВОВ
ГАУБИЦЫ
122-мм гаубица Крупп обр. 1909 г.
Первые полевые гаубицы появились в русской армии в начале XX века. Для артиллерийской поддержки пехотных дивизий 76,2-мм пушек было явно недостаточно и требовалось более мощное орудие для разрушения укреплений противника во фронтовой полосе.
Опытные образцы 48-линейных (122-мм) гаубиц были изготовлены в 1904 году Обуховским и Путиловским заводами и выпускались затем в небольшом количестве. Кроме того, в Германии были закуплены 55 120-мм гаубиц фирмы «Крупп».
Однако первым крупносерийным орудием этого типа стала 122-мм гаубица обр. 1909 г., разработанная Круппом и приспособленная для русской гильзы. Она имела однобрусный лафет с деревянными колесами, на котором монтировались гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, прицельные приспособления и щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков.
Верхний станок мог поворачиваться на 2° в каждую сторону с помощью винтового устройства. Ствол состоял из трубы и кожуха с соединительным кольцом. Затвор клиновой горизонтальный. Для стрельбы использовались выстрелы раздельного заряжания с фугасным снарядом весом 23 кг и шрапнелью.
122-мм гаубица обр. 1909 г. изготавливались на Путиловском и Петроградском заводах, и до 1918 года было построено около 1,5 тыс. таких орудий. Свыше 300 из них достались Красной Армии. Они пользовались большой популярностью среди артиллеристов вследствие простоты конструкции и относительно малого веса. В 1936 году, с учетом выпущенных в 20-е годы, в частях РККА находилось 920 122-мм гаубиц обр. 1909 г.
Спустя год орудие было модернизировано с целью увеличения дальности стрельбы и унификации с гаубицей обр. 1910/30 гг. Камору ствола удлинили, и соответственно усилили конструкцию лафета.
Усовершенствованная гаубица обр. 1909/37 гг. использовалась на фронтах первого периода Великой Отечественной войны.
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 г.
К середине 30-х годов 152-мм пушка обр. 1910/34 гг., выпускаемая заводом в Мотовилихе, уже порядком устарела и ГАУ потребовало разработки новой артиллерийской системы аналогичного калибра.
В первую очередь необходимо было увеличить угол возвышения, ввести механизм подрессоривания лафета и упростить технологию производства орудия.
Новые 152-мм пушки одновременно спроектировали две конструкторские группы завода в Мотовилихе: МЛ-15 была изготовлена по заказу ГАУ, а МЛ-20 разрабатывалась в инициативном порядке группой под руководством Ф.Ф. Петрова. После государственных испытаний, проходивших в конце 1936 — начале 1937 годов, было принято на вооружение орудие МЛ-20 под обозначением «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.».
Соответственно названию, универсальная артсистема МЛ-20 совмещала в себе свойства гаубицы и пушки. По отношению к 152-мм пушке обр. 1910/34 гг., от которой были заимствованы многие детали и узлы, МЛ-20 имела и целый ряд отличий: новые подъемный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, устройства изменения длины отката и выключения подрессоривания.
Ствол для МЛ-20, оборудованный дульным тормозом, выпускался в двух основных вариантах: ствол-моноблок и скрепленный ствол.
Вертикальное наведение орудия осуществлялось секторным подъемным механизмом на угол до 65°. Поршневой затвор открывался и закрывался поворотом рукоятки. Уравновешивающий механизм представлял собой две колонки, расположенные перед щитовым прикрытием.
Транспортировалась МЛ-20 на лафете с оттянутым стволом со скоростью до 20 км/ч. Широкая номенклатура используемых снарядов сделала это орудие поистине уникальным. Выстрелы раздельно-гильзового заряжания снабжались 13 переменными зарядами.
Всего было изготовлено 6884 пушки-гаубицы МЛ-20, которые поступили на вооружение подразделений армейской артиллерии и артиллерии РГК. Эти орудия являлись главной «стальной метлой» Красной Армии в наступательных операциях.
Информация с сайта: http://asww.org
|